Поймали за руку. Кого судили и обвиняли в 2020 году в Алтайском крае
2020 год оказался самым богатым на уголовные дела против силовиков, чиновников, депутатов и руководителей крупных компаний за последние 10 лет. Часть из обвиняемых уже получили приговоры, еще часть ожидают конца следствия в СИЗО. "Толк" собрал подборку самых заметных процессов.
Силовики и судьиБывший антикоррупционер
В июне экс-начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции алтайского ГУ МВД России Вадим Надвоцкий получил окончательный приговор на стадии кассации за взятку в особо крупном размере – шесть лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в 25,8 млн рублей.
По данным следствия, с 2016 по 2018 год Надвоцкий получил 12,9 млн рублей от исполнительного директора двух аффилированных компаний по продаже моторного топлива через посредника. За это он приказал подчиненным не реагировать на нарушения работников фирм, не проводить проверок и розысков, а в случаях их проведения не возбуждать уголовные дела.
Подельник Надвоцкого, 60-летний пенсионер МВД Евгений Гречишкин, в сентябре получил пять лет колонии строгого режима и штраф в размере 12,9 млн рублей за посредничество во взяточничестве.
Три судьи арбитража
В июле судья краевого арбитражного суда Владислав Колесников получил семь лет колонии строгого режима за взятки в крупном размере и штраф в размере 8 млн рублей. В сентябре краевой суд оставил приговор без изменений.
Согласно материалам дела, весной 2017 года коллега Колесникова, судья этого же суда Руслан Тэрри, а также бывший арбитражный управляющий Долгов выступили посредниками и передали ему взятку в 800 тысяч рублей. За эти деньги Колесников вынес решение в пользу компании "Кубанка", судившейся с налоговой.
В производстве Колесникова находилось дело, в котором "Кубанка" просила признать недействительными решения налоговой о доначислении НДС в 3,4 млн рублей, штрафа, пени и отказе в возмещении еще 38 млн НДС. Он вынес судебное решение в пользу компании, но оно не устояло в апелляционной и кассационной инстанциях.
Долгов и Тэрри получили соответственно 1,5 млн и 700 тысяч рублей. Долгова приговорили к четырем годам лишения свободы условно и штрафу в 75 млн рублей, а экс-судью Тэрри – к семи годам заключения в колонии строгого режима и штрафу в 30 млн рублей.
В конце июля стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении арбитражного судьи Алексея Городова. В СКР считают, что в период с 2010 по 2016 годы он совершил несколько тяжких коррупционных преступлений.
По данным следствия, уже в первый год работы Городов получил автомобиль Toyota Land Cruiser Prado по заниженной цене за нужное решение – скидка от реальной рыночной стоимости составила 360 тыс. рублей. Эту услугу ему якобы оказал уже известный по делам Тэрри и Колесникова арбитражный управляющий Алексей Долгов.
Кроме того, сообщает СУ СКР, судья в разное время с 2016 по 2017 год "получал через посредников денежные средства в размере от 500 тыс. до 2,5 млн рублей за вынесение им решений в пользу заинтересованных в этом лиц". В переписке в WhatsApp взятки судья якобы маскировал другими словами: "вареники с капустой", "мед", "варево", "рыба", пишет "КП-Барнаул". Сейчас полномочия Городова приостановлены, следствие продолжается.
Начальники с погонами
В марте бывший начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Барнаулу Андрей Абрамов получил 8 лет лишения свободы и штраф 13 млн рублей.
Следствие и суд установили, что в июне 2019 года Абрамов получил от двух местных предпринимателей 700 тысяч рублей взятки. Это была часть от ранее оговоренной суммы в размере 1,3 млн рублей. За денежную благодарность полицейский обеспечивал бизнесменам беспрепятственную деятельность.
В июне экс-заместитель начальника главка МВД по Алтайскому краю Павел Татарников получил три года лишения свободы в колонии общего режима с лишением права занимать руководящие должности в правоохранительных органах на два года.
По данным следствия, в период с 1 апреля по 31 августа 2018 года подозреваемый прямо в здании главка под видом передачи взятки другому руководителю взял деньги у третьего сотрудника управления – сумму в 2,5 млн рублей. Деньгами он распорядился по своему усмотрению.
Павел Татарников большую часть карьеры был замом Олега Торубарова. Из органов МВД он ушел практически одновременно с экс-начальником.
Чиновники и депутатыМинздрав
В сентябре на бывшего зампреда алтайского правительства Ирину Долгову завели уголовное дело по факту превышения полномочий. По данным краевого СКР, осенью 2018 года чиновница за счет краевого бюджета обеспечила дорогостоящим лекарственным препаратом своего знакомого, который не имел права на его бесплатное получение.
Речь идет о заместителе директора ТФОМС Дмитрии Андрееве. Стоимость лекарства составляла 204,5 тыс. рублей, препарат входил в перечень жизненно важных.
Чуть позже суд вынес приговор экс-подчиненной Долговой, бывшей чиновнице краевого минздрава Елене Кравец. За взятку в особо крупном размере она получила штраф в 4,5 млн рублей. На суде Кравец намекнула, что оказалась очень полезной для следствия по делу Ирины Долговой.
Долгова находилась в СИЗО с 18 сентября по 26 октября, после чего ее перевели под домашний арест. Предположительно, она пошла на сделку со следствием.
Минстрой
В апреле бывшему замминистра строительства и ЖКХ Алтайского края Андрею Голубцову предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере.
По данным следствия, Голубцов получил 2 млн рублей от директора компании по строительству коммуникаций для водоснабжения и газоотведения. Взятка предназначалась за выбор организации в качестве подрядчика по капремонту объектов теплоснабжения и заключение муниципальных контрактов, а также беспрепятственную приемку выполненных работ.
Юристы Голубцова, по данным "Банкфакса", хотят переквалифицировать и "смягчить" статью обвинения. Они настаивают, что замминистра получал не взятки, а дивиденды. Якобы имеются документы, которые подтверждают долю чиновника в этих фирмах. Если это удастся доказать, статью переквалифицируют на более мягкую. Сейчас Голубцов находится под домашним арестом.
Мэрия Барнаула
В июле бывший замглавы администрации Барнаула Александр Алексеенко, курировавший вопросы ЖКХ, получил пять лет колонии строгого режима за взятку в 1,3 млн рублей. Экс-чиновник признал вину.
Следствие установило, что деньги он получал в 2018-2019 годах от владельцев компании, занимавшейся транспортировкой сточных вод в Барнауле. В обмен вице-мэр давал компании возможность работать "без негативных последствий и с максимальной выгодой".
В марте силовики задержали замглавы администрации Барнаула по строительному комплексу Сергея Дёмина. По данным следствия, в 2019 году он совместно с гендиректором компании "Барнаулкапстрой" Александром Канаковым получил 2,9 млн рублей взятки.
Деньги платились за общее покровительство и лояльное отношение мэрии к строительной фирме. Бывший гендиректор "Барнаулкапстроя" во всем признался, пошел на сделку и получил четыре года колонии со штрафом в 15 млн рублей.
Вероятно, из-за сотрудничества Канакова в деле Дёмина появился еще один эпизод. В 2019 году, по версии следствия, Канаков оплатил Дёмину и его жене туристическую поездку на Канары на общую сумму 158 тыс. рублей. За это он якобы и был назначен на свою должность.
Сергей Дёмин вины не признает. Его дело начали рассматривать в октябре.
Власти с периферии
В конце мая силовики задержали с поличным главу Славгорода Сергея Горбунова по обвинению в получении взятки в особо крупном размере.
По версии следствия, в этот день экс-мэр получил более 2 млн рублей от директора одного из предприятий. За это Горбунов должен был выбрать компанию в качестве поставщика угля для МУП "Теплосбыт" в обход процедуры госзакупок.
На допросе Горбунов признался в получении взяток на общую сумму более 6 млн рублей. Дело уже направили в суд, а сам Горбунов находится в СИЗО из-за нарушения правил домашнего ареста.
Экс-мэра Рубцовска Владимира Ларионова в ноябре признали виновным в особо крупном мошенничестве. Бывший чиновник "отделался" условным сроком в четыре года и 400 тыс. рублями штрафа.
По данным следствия, у "Рубцовских теплосетей" накопился долг по оплате ремонта железнодорожных путей перед частной компанией. Ларионов убедил директора предприятия отдать ему 1,1 млн рублей за "содействие" в ликвидации задолженности. Эту сумму он получал частями в 2013-2015 годах.
Ранее Ларионов уже был осужден на два года условно за превышение должностных полномочий – он выдал муниципальную квартиру подчиненной, не нуждавшейся в жилье.
Руководители компаний"Добрый доктор"
В ноябре ФСБ задержала директора сети клиник "Добрый доктор" Александра Трофимова, главврача Сергея Богданова и его зама Дмитрия Тимошенского. Как считает следствие, начиная с 2016 года они предоставляли в местный ТФОМС подложные сведения о пролеченных по полисам ОМС пациентах – за это центр получал из фонда крупные денежные транши.
Кроме того, по такой же схеме фигуранты якобы незаконно возмещали затраты на аренду помещений, исследования и медоборудование. Таким образом, считают в краевом Следкоме, Трофимов, Богданов и Тимошенский за пять лет похитили в общей сложности 170 млн рублей.
Всех троих посадили в СИЗО. Обыски проводили на работе отца одного из фигурантов – руководителя алтайского отделения ПФР Бориса Трофимова.
"Модест"
В октябре главного инженера завода по производству детской молочной продукции "Модест" приговорили к пяти годам колонии за крупные взятки и мошенничество.
С 2014 года в течение четырех лет мужчина получал деньги от директоров двух барнаульских фирм через посредников. Плата предназначалась за выбор этих компаний в качестве поставщиков комплектующих для завода.
Кроме того, осужденный заключил фиктивные договоры на поставки, похитив более 1,1 млн рублей.
Ранее за взятку в 7 миллионов рублей осудили бывшего директора завода "Модест" Антониду Устинову. Ее приговорили к 7,5 годам условно с испытательным сроком пять лет и штрафу в 7 млн рублей.
НИИ им. Лисавенко
Экс-директора института им. Лисавенко Юрия Зубарева обвинили в том, что он продал "налево" саженцы на 3,8 млн рублей. Он "умышленно занижал данные по выращенным саженца, и укрывал их от бухучета", сообщили в краевом Следкоме. Дело передали в суд в сентябре. Бывший директор полностью признал свою вину. На его автомобиль наложили арест.